Какой автосервис выбрать для обслуживания и ремонта своего авто, чтобы не попасть в ловушку бесконечных поломок и не стать спонсором недобросовестного механика? Этот вопрос занимает каждого автовладельца, так как техническое обслуживание является одной из самых крупных статей расхода. Чтобы первый опыт ремонта не стал печальным воспоминанием, важно грамотно отнестись к выбору СТО, предусмотрев все возможные нюансы сотрудничества. Ниже мы рассмотрим существующие виды автосервисов, разберем их преимущества и недостатки. Расскажем о критериях выбора хорошей мастерской, а также поговорим о наиболее частых причинах конфликтных ситуаций и способах их урегулирования.
Содержание
Какие бывают автосервисы
По юридической форме, масштабу выполняемых работ и качеству обслуживания, все представленные на рынке автосервисы делаться на три основных типа. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, которые нужно принять во внимание, выбирая место для обслуживания и ремонта своего авто.
Начнем с частных мастерских или, как их чаще называют в народе, гаражных автосервисов. Частники – это люди, которые научились хорошо разбираться в своей машине и решили немного подзаработать на этом умении. Если мастер действительно «толковый» и «сарафанное радио» поставляет ему регулярный поток клиентов, помимо самого владельца, здесь могут трудиться наемные сотрудники с более узкой профессиональной квалификацией. Оснащение процветающих мастерских также будет на порядок выше. Но в целом положение дел это не меняет. Главные недостатки частной мастерской:
- отсутствие каких-либо официальных гарантий. Максимум, на что можно надеяться, – это небольшая скидка на повторный ремонт;
- ограниченный набор моделей и марок, в которых мастера действительно разбираются. Большинство частников ограничиваются работой в одном направлении, наиболее изученном хозяином мастерской, с небольшим набором доп услуг по замене расходников. Есть мастерские, специализирующиеся исключительно на ходовой или ремонте ДВС. Некоторые сервисы не берутся за обслуживание определенных марок машин и т.д.;
- маленькая пропускная способность. Даже самый вместительный гараж не способен принять одновременно более 1-2 машин. А при стабильном потоке, очередь к мастеру может занять несколько дней;
- скромное оснащение. Последних технологий и дорогостоящего оборудования здесь точно не будет. Но, если машина не «напичкана» электроникой, стандартного набора механика для устранения небольших неполадок будет вполне достаточно.
Среди частных умельцев есть по-настоящему достойные внимания мастера, которые благодаря опыту и знаниям дадут фору любому салонному специалисту. Но приезжая в гаражный автосервис, владелец машины должен понимать, что ответственность за возможные риски, он берет на себя.
Другая крайность – это обслуживание в дилерских центрах. Покупая машину в салоне, в течение гарантийного срока такой подход оправдан. Но по истечении периода гарантийного обслуживания или при покупке авто на вторичном рынке, стоит всерьез задуматься по ряду причин:
- дилерские автосервисы ограничены жесткими правилами контракта, который подразумевает работу исключительно с оригинальными запчастями. Если необходимой детали не окажется в наличии, ее придется заказывать и ждать доставки;
- не все детали в официальном автосервисе можно заменить штучно. Некоторые производители предпочитают поставлять ремкомплекты целыми узлами, а это уже совсем другая стоимость;
- дилерский автосервис – это всегда узкая специализация. Мастерская принимает только «своих» и не берется за ремонт, если владельцем были внесены «несанкционированные» изменения. Не берутся дилеры и за устаревшие модели, вышедшие из производства.
При этом официальные СТО обладают неоспоримыми преимуществами:
- оснащение по последнему слову техники;
- высокий уровень сервиса;
- большой опыт и подтвержденная квалификация мастеров;
- качественные детали;
- гарантия на все виды работ.
Еще один тип автомастерских – независимые автосервисы. Это золотая середина, в которой гибкий подход сочетается с высоким качеством обслуживания. Независимые мастерские намного крупнее гаражных, они работают по официальному договору и предоставляют гарантии. Кроме того, здесь можно рассчитывать на:
- высокую скорость обслуживания, которую обеспечивает достаточное количество подъемников, запчастей и мастеров;
- качественную диагностику на современном оборудовании;
- замену единичной детали (без необходимости менять целым узлом);
- квалифицированную работу мастера.
Некоторые независимые автосервисы имеют официальную аккредитацию, и после ТО выдают диагностические карты. Такие центры не привязаны к определенными маркам и обслуживают всех без исключения. Но, нужно понимать, что современное разнообразие модификаций слишком велико. Даже опытный мастер не может одинаково хорошо разбираться во всех представленных на рынке моделях. Поэтому счастливым обладателям эксклюзивных авто для прохождения ТО лучше сразу остановить внимание на дилере.
Выбирая автосервис для постоянного обслуживания и ремонта, нужно руководствоваться собственными требованиями, ожиданиями и опытом. Но как выбрать мастера, если нужно не обслужить, а проверить автомобиль перед покупкой? В этом случае оптимальным вариантом станет подбор авто в Москве по заявленным характеристикам. Услуга автоподбора предусматривает проверку машины по 129 параметрам с экспертным заключением о ее реальном техническом состоянии и рекомендациями профессионала. При необходимости узкоспециализированной консультации, сотрудник компании самостоятельно отгонит авто на специализированный сервис, ведь от качества проверки зависит итоговый результат. Согласно договору, на приобретаемую машину выдается гарантия сроком до 60 дней, поэтому покупатель полностью застрахован от рисков и может быть уверен в высоком уровне диагностики авто.
Сколько стоит обслуживание в разных автосервисах
Стоимость технического обслуживания автомобиля – это активно меняющаяся величина, которая зависит от таких факторов, как: цена деталей и расходных материалов, объем работ и т.д. Но в формировании ценообразования есть определенная закономерность, характерная для разных видов автосервисов.
Самый бюджетный вариант – частные мастерские. Цена обслуживания здесь будет на порядок ниже за счет налогов, содержания мастерской и выбора деталей. Запчасти автовладелец может приобрести самостоятельно в рамках заложенного бюджета. Кроме того, в частных мастерских можно купить подержанные запчасти в хорошем состоянии по очень выгодной цене. Как правило, это касается элементов, не влияющих на общее техническое состояние. Иногда в запасниках частных СТО можно обнаружить целый бампер по сходной цене, новое крыло и даже «бодрый» двигатель, снятый с машины, проданной на запчасти.
Дилерские автосервисы, по понятным причинам, относятся к дорогому сегменту. Стоимость официального ТО объясняется гарантией качества на каждом этапе обслуживания, начиная с технически совершенного оборудования и заканчивая квалификацией мастера. Кроме того, оригинальные запчасти, особенно на импортные модели, априори не могут стоить дешево. Стоимость обслуживания в данном случае оправдывается уверенностью в надежности. Если, конечно, речь не идет о деталях, которые в оригинале уступают свой износостойкостью более долговечным аналогам.
Независимые автосервисы, опять же относятся к золотой середине. Здесь можно пройти ТО «дешево и сердито» или с «царским размахом», все зависит от пожеланий владельца. Независимые центры не связаны контрактными обязательствами. Помимо оригинальных запчастей можно подобрать достойную, но более дешевую альтернативу. К тому же все детали и материалы такие сервисы закупают оптом, предлагая своим клиентам приемлемые цены на качественные запчасти и расходники.
Что же касается разовой проверки авто перед покупкой, то лучше обратиться в компанию по автоподбору. Уровень сервиса здесь не уступает высококлассным независимым салонам, при этом стоимость подбора авто обойдется в разы дешевле. Кроме того, специалисты компании нацелены на выявление мельчайших недостатков и умело используют полученную информацию для снижения заявленной стоимости. А это еще одна статья экономии. Иногда после компетентного ТО и обоснованных торгов удается полностью покрыть расходы по подбору за счет предоставленной скидки.
Критерии выбора автосервиса
Найти идеальный автосервис очень сложно, но подобрать мастерскую, которая будет отвечать требованиям владельца машины, вполне реально. Главными критериями при выборе автосервиса валяются:
- рекомендации знакомых. Хорошие автосервисы всегда пользуются популярностью и находят клиентов именно через «сарафанное радио». Если коллеги или друзья уже не первый год обслуживают авто в одной и той же мастерской, значит качество услуг их вполне устраивает. К тому же, от реальных людей гораздо больше шансов услышать правдивые истории о посещении того или иного сервиса;
- рейтинги и отзывы. В век Интернета главный помощник начинающего автомобилиста – тематические сайты и агрегаторы. При этом не стоит обращать внимание только на рейтинг компании. Куда важнее отзывы, особенно от владельцев той же марки. И искать их лучше на сторонних ресурсах.
- специализация на определенных марках или узлах автомобиля. Крупные независимые СТО имеют в штате несколько узкопрофильных мастеров, что и позволяет автосервису оказывать широкий спектр услуг. А в аккредитованных мастерских также есть квалифицированные механики, официально занимающиеся ремонтом определенной марки машин. Если же большие возможности предлагает частная мастерская, стоит задуматься о качестве выполнения работ. Гаражные сервисы с узким набором компетенций будут более предпочтительны, так как их мастера имеют большой опыт в решении и диагностике заявленных неисправностей.
Заменить масло или воздушный фильтр можно в ближайшем СТО. Если же речь об узкоспециальном ремонте, лучше ознакомиться с сайтом автосервиса и убедиться, что мастера имеют опыт работы с требуемой маркой машин. Листая сайт мастерской нужно обратить внимание и на расценки компании. Сильно заниженный ценник может свидетельствовать о низком качестве работы или запчастей. А высокие расценки вызывают сомнение в честности ценообразования.
Как проверить автосервис перед обращением
К сожалению, убедиться в компетентности и ответственности мастеров того или иного сервиса, можно только по факту выполненных работ. Однако при посещении мастерской должны насторожить несколько факторов:
- отсутствие сертификатов. Если это не гаражное СТО, в уголке потребителя обязательно должна присутствовать документация, подтверждающая уровень обслуживания;
- техническое оснащение и состояние оборудования. В профессиональном автосервисе весь инструмент хранится в надлежащем состоянии. Не допускается наличие неисправного или устаревшего оборудования;
- опрятность. Это относится как к помещению, так и к сотрудникам. Обслуживая машины невозможно поддерживать стерильную чистоту. Но застарелые масляные пятна, горы ржавых запчастей и въевшаяся грязь, говорят о халатном отношении сотрудников к работе.
Перечисленные показатели можно назвать несущественными. Но именно в мелочах скрывается реальный настрой компании на достижение положительного результата. Если автосервис заинтересован в расширении и привлечение новых клиентов, он старается поддерживать свой имидж, заботится об условиях работы персонала и качестве оказываемых услуг. А чтобы проверить порядочность механиков, сразу уточните возможность присутствия хозяина во время ремонта и обслуживания. «Честным» СТО нечего скрывать, они всегда готовы делиться информацией в процессе работы.
Частые ошибки при выборе автосервиса
Самая распространенная ошибка – выбор автосервиса по цене обслуживания. Часто начинающие водители отдают предпочтение дешевым услугам, не беря во внимание качество обслуживания и квалификацию мастеров. В итоге ремонт обходится в солидную сумму и требует повторного обращения. Автовладельцы регулярно допускает и другие ошибки:
- выбор только по отзывам и рейтингу. Чтобы не писали другие посетители, важно увидеть СТО лично, и только потом принимать решение. Не бойтесь потратить время на поездку в сервис. Даже если она не увенчается успехом, то понесет опыт, который поможет в дальнейшем выборе;
- отсутствие очередей. Всем хочется пройти ТО как можно быстрее. Однако наличие очереди говорит о востребованности мастера, его опыте и квалификации. Даже в больших СТО есть мастера, к которым на обслуживание записываются персонально, сохраняя контакты много лет. А сэкономив пару часов на пустом автосервисе можно потратить несколько дней на исправление ошибок некомпетентного механика;
- плохая осведомленность. Даже если сервис внушает доверие, необходимо перед началом обслуживания ознакомиться с деталями договора и уточнить ответственность сторон. Впоследствии это убережет от лишних недоразумений и конфликтных ситуаций.
От правильного выбора автосервиса зависит не только стоимость обслуживания, но также работоспособность автомобиля и безопасность водителя. Важно правильно расставить приоритеты и внимательно отнестись к подбору специалиста, учитывая рекомендации, основанные на опыте других автолюбителей.
Что делать, если возник конфликт с автосервисом
В последнее время конфликтные ситуации стали большой редкостью. Конкуренция в области обслуживания автомобилей заставляет автосервисы бороться за лояльность клиента. Идти на уступки и разрешать любые вопросы таким образом, чтобы посетитель остался доволен. Методы взаимодействия у компаний разные, но все они сводятся к разрешению конфликтных ситуаций в досудебном порядке. Что может спровоцировать конфликт с автосервисом? Распространенные ситуации по части:
- ненадлежащего/некачественного обслуживания;
- навязывания дополнительных услуг;
- увеличения стоимости за счет выполненных работ, которые не были оговорены перед началом ТО или ремонта.
Если клиент автосервиса сталкивается с одной из перечисленных ситуаций, необходимо:
- подать заявление в единую службу качества или в Союз по защите прав потребителя. Для начала лучше попробовать решить вопрос с внутренним отделом контроля качества (при его наличии). Как правило, большая часть претензий разрешается еще на этом этапе;
- провести независимую техническую экспертизу. Когда мастер или СТО отказываются признавать вину, нужно обратиться в сертифицированный сервис, который по результат диагностики сможет выдать заключение в письменном виде;
- подать иск в суд. Это последняя инстанция, которая примет решение, основываясь на факты. И в случае вины мастера, обяжет его возместить ущерб.
План действий зависит от возникшей проблемы. Если есть претензии к качеству установленных запчастей, необходимо провести экспертизу, на основании которой потребовать у автосервиса возместить нанесенный ущерб. Если в процессе ремонта мастер обнаружил дополнительные неисправности, вопрос по их устранению должен быть оговорен с заказчиком услуги. В противном случае клиент имеет право отказаться от оплаты незапланированного ремонта. А попытки удержания ТС или требования возместить предоставленные товары решаются в присутствии полиции.
Сертифицированные автосервисы предупреждают развитие конфликтных ситуаций. Наличие официального договора, четко обозначает ответственность и обязанности сторон, что значительно упрощает работу и сокращает количество прецедентов. К тому же, крупные центры заинтересованы в поддержании безупречной репутации и готовы быстро разрешить конфликт в пользу клиента.
Советы по общению с автосервисом
Ремонт и обслуживание автомобилей сложная область, где трудно предусмотреть все возможные неисправности. Независимые сервисы решают эту проблему, проводя предварительную диагностику. Выявленные неисправности озвучивают клиенту, после чего оговариваются пути их исправления и стоимость работы. Во многом это помогает предотвратить эффект неожиданного увеличения ценника по итогу обслуживания. Но и в этом случае есть вероятность конфликтной ситуации. Если стоимость ремонта превысила ожидания владельца, первой приходит мысль о том, что автосервис пытается навязать ненужные услуги. Прежде чем хлопать дверью и искать новую мастерскую, нужно выяснить детали. Только конструктивный диалог поможет понять кто прав, а кто виноват. Возможно часть неисправностей не требует неотложного вмешательства. Или, напротив, диагностика выявила слабые места, которые трудно обнаружить по внешним признакам, и ремонт узла поможет избежать дальнейших поломок.
Клиент имеет право отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы, проверять сертификаты и наблюдать за процессом. Но, в любой ситуации, спокойный диалог гораздо продуктивнее эмоциональных претензий. Особенно, если машина обслуживается в частном автосервисе. Громкими упреками и угрозами можно добиться только негативного отношения и «мести» механика, о которой любитель даже не догадается. К тому же, номера «скандальных» клиентов быстро распространяются между мастерскими. А особенно агрессивные автовладельцы нередко попадают в «черный список», резидентам которого сложно найти свободное СТО для обслуживания. Если уже на начальном этапе возникают трудности с предоставлением документов или диалог приобретает негативную окраску, лучше сразу отказаться от услуги и найти более подходящую мастерскую. Хороший автосервис не станет провоцировать конфликт с клиентом. При этом сам автовладелец также должен проявить терпение и попытаться разобраться в вопросе, прежде чем повышать градус общения.